Методы оценки мотивации персонала

28.08.2024
7 мин
Мотивация персонала – тема, которая волнует большинство HR-специалистов и руководителей. Компании ежегодно выделяют ресурсы на разработку системы мотивации своих сотрудников. Ведь высокомотивированные сотрудники показывают не только высокую эффективность работы, но и снижают уровень текучести кадров. Однако перед разработкой системы мотивации важно определить ее уровень, чтобы понимать, в каком направлении следует работать.
В данной статье рассмотрим актуальные методы оценки мотивации сотрудников.

Топ-4 фактора, на которые влияет мотивация сотрудников:

Повышение эффективности работы. 80% сотрудников утверждают, что они работают более продуктивно, когда чувствуют свою мотивацию (по данным Globoforce)
1
Снижение текучки. Низкая мотивация сотрудников — одна из самых популярных причин ухода из компании, а мотивированные сотрудники более привержены своему работодателю
2
Улучшение работы с клиентами. Сотрудники с высоким уровнем мотивации более эффективно взаимодействуют с клиентами (Gallup)
3
Увеличение инициативности сотрудников
4
  • Если вы хотите понять, какую именно систему мотивации необходимо внедрить и что в нее включить.
  • Если вы хотите знать, какие факторы влияют на рост мотивации ваших сотрудников.
  • Если вы хотите определить, насколько эффективно работает ваша система мотивации сейчас.

Метод 360° для оценки компетенций

На какие факторы стоит обратить внимание при оценке в первую очередь:

Edstein: Мотиваторы. которые влияют на вовлеченность персонала

Методы оценки мотивации персонала

Теория Ф. Герцберга

Герцберг полагал, что удовлетворенность сотрудников исходит из базового уровня потребностей по А. Маслоу.
Потребности по Маслоу можно отразить так:
Потребности по Маслоу
1
Маслоу утверждал, что потребности в самореализации и уважении становятся важными только тогда, когда удовлетворены предыдущие 3 — базовые (физиологические), потребности безопасности и социальные. Потому что они, по своей природе, не могут служить мотиваторами, в то время как признание и развитие могут.
Исходя из этого, Герцберг говорит, что первые 3 потребности являются базовыми и являются для сотрудников обязательными. Ведь если сотрудник не чувствует стабильности, работает в плохих условиях и не имеет необходимых инструментов для работы, то ни о какой лояльности или вовлеченности и речи быть не может. База не может быть мотиватором.
HR-специалистам и руководителям стоит работать именно над уважением (обратная связь, признание, благодарность) и самореализацией сотрудников (прозрачный карьерный путь, возможности для развития и т. д.), чтобы повысить их мотивацию.

Как использовать теорию Герцберга для оценки?

Проведите опрос или интервью с сотрудниками, чтобы определить, какие факторы мотивации играют для них ключевую роль и чтобы понять, каких мотиваторов не хватает в вашей системе на данный момент.
Примеры вопросов:
  • Выберете 3 фактора, которые имеют для вас крайне важное значение на работе: баланс между работой и личной жизнью, возможности для обучения, регулярная обратная связь, признание, понятный карьерный путь, долгосрочные цели, рост зарплаты и т. д.
  • Удается ли соблюдать баланс между работой и личной жизнью?
  • Достаточное ли количество обратной связи от руководители вы получаете?
  • Можете ли вы применять новые знания на практике после прохождения обучения?
  • Насколько корпоративное обучение актуально и закрывает ваши потребности?

Тест Ш. Ричи и П. Мартина

Это доступный онлайн-тест, который поможет сформировать мотивационный профиль вашего сотрудника. Тест включает в себя 12 наиболее значимых факторов мотивации, например, материальное вознаграждение, стремление к признанию, комфортные условия на рабочем месте и т. д.
После прохождения результаты отражаются в таблице по приоритетности от 1 до 12: чем больше баллов сотрудник отдал конкретному фактору, тем сильнее он ценится человеком. Эти данные помогут определить, насколько потребность сотрудника удовлетворена и как можно скорректировать систему мотивации так, чтобы стимулировать сотрудника еще больше.
Инструменты для оценки мотивации сотрудников:
2
  • опросы
  • интервью
  • пульс-опросы
  • фокус-группы

Как Edstein поможет оценить мотивацию персонала?

Платформа Edstein — это возможность автоматизированно и быстро проводить оценку сотрудников.

Возможности оценки на платформе Edstein:

  • Проводите оценку и тестирование с помощью гибкого и удобного конструктора
  • Используйте подробные и наглядные отчеты для анализа результатов
  • Формируйте библиотеку вопросов
  • Используйте автоматическое формирование плана развития на основе результатов оценок
  • Интегрируйте платформу с вашей BI — системой, а также получайте отображение данных на удобных дашбордах
Возможности оценки на⦁платформе Edstein:
Читайте больше полезного
про инструменты и тренды
в HR в нашем телеграмм-канале!