Дефицит кадров в 2024 году набирает обороты: компании вынуждены повышать заработные планы, а сотрудники имеют возможность выбора, отдавая предпочтения компаниям с лучшими условиями.
Наиболее рискованный период, когда компании теряют людей — адаптация: 20% новых сотрудников уходят в первые 35 дней после приема на работу, а исследование Qualtrics показало, что только 38% новых сотрудников, проработавших в компании менее шести месяцев, планируют оставаться надолго.
Чтобы избежать неудачной адаптации и последующей потери сотрудников, важно уделить этому этапу достаточное количество внимания. Адаптация сотрудника может занимать от 3 до 12 месяцев, за это время сотрудник окончательно вливается в компанию. Первые три месяца — наиболее важные и показательные. Именно в это время необходимо отслеживать негативные моменты, из-за которых новичок может решить покинуть компанию.
Чтобы избежать неудачной адаптации и последующей потери сотрудников, важно уделить этому этапу достаточное количество внимания. Адаптация сотрудника может занимать от 3 до 12 месяцев, за это время сотрудник окончательно вливается в компанию. Первые три месяца — наиболее важные и показательные. Именно в это время необходимо отслеживать негативные моменты, из-за которых новичок может решить покинуть компанию.
Первый день
62% новых сотрудника не меняют своего мнения о работе, которое сложилось у них в первые дни. Первое впечатление решает, поэтому получать обратную связь и следить за процессом адаптации в первые дни крайне важно. Какие вопросы в этом помогут:
- Как вы себя чувствуете после знакомства с культурой компании и командой?
- Есть ли какие-то вопросы, которые остались после первого рабочего дня?
- Близка ли вам атмосфера в компании?
- Чувствуете ли себя комфортно?
- Уже успели познакомиться с коллегами из других отделов?
- Понятна ли вам структура и процессы работы компании?
- Как прошло первичное обучение? Было интересно и полезно или что-то можно улучшить?
- Вы получили достаточное количество ресурсов для работы?
- Вам понятны ваши задачи? Соответствуют ли они вашим ожиданиям?
- Оглядываясь на первый день, что понравилось, а что нет? Что могли бы сделать лучше для вас?
Первая неделя
На данном этапе сотрудник начинает вливаться в жизнь компании, поэтому важно выяснить, как строятся отношения с коллегами и проходит новый опыт.
Вопросы, которые важно задавать после первой рабочей недели:
Вопросы, которые важно задавать после первой рабочей недели:
- Как прошла первая рабочая неделя?
- Над какими задачами работали?
- Как складываются отношения с коллегами? Удается вливаться в коллектив?
- Удается ли справляться с планом адаптации?
- Какие навыки или знания вам еще необходимо развить? Какое дополнительное обучение для этого потребуется?
- Вы уже поняли, как устроены рабочие процессы компании?
- Знаете, к кому обратиться в случае того или иного вопроса?
- Есть ли моменты которые вам не нравятся? Что мы можем для этого сделать?
- Комфортно ли вам задавать вопросы руководителю/коллегам? Не страшно обращаться за помощью?
- Оцените по шкале от 1 до 10, насколько проходит адаптация? Может быть что-то стоит улучшить?
Первый месяц
Задавая правильные вопросы в первый месяц работы сотрудника, вы сможете увидеть, нужна ли помощь или поддержка новичку, это позволит быстрее выйти на максимальную эффективность.
- Вы уже освоились в компании или остаются моменты, к которым нужно привыкнуть?
- Столкнулись ли вы за месяц с задачами, которые не хотелось бы выполнять?
- С кем из коллег общаетесь больше всего?
- Вы получили за этот месяц новые навыки или знания? Повлияло ли на это обучение во время адаптации?
- Получается ли соблюдать баланс между работой и личной жизнью?
- Чувствуете ли вы себя профессионалом или чему-то еще стоит обучиться?
- Вызывают ли у вас затруднения какие-либо задачи или все понятно?
- Оцените, насколько вы довольны ходом адаптации по шкале от 1 до 10?
- Нужен ли вам наставник или вы со всем справляетесь сами?
- У вас сложилось мнение, какую роль для команды и компании играет ваша работа?
Три месяца работы
За 90 дней новый сотрудник должен влиться в компанию, понять ее культуру и ценности, а также быть глубоко вовлеченным в работу команды и проекты. На данном этапе важно узнать самоощущение сотрудника и его впечатления о работе.
- Насколько комфортно вы себя чувствуете на данной позиции?
- Какой вклад вы внесли в тот или иной проект?
- Насколько глубоко вы интегрировались в компанию?
- С какими проблемами вы столкнулись за эти 3 месяца? Как удалось их разрешить?
- Насколько эффективна поддержка и обучение?
- Удовлетворены вы на данном этапе своей работой? Соответствует ли она вашим ожиданиям?
- Что мы должны продолжать делать во время адаптации сотрудников, что можно было бы улучшить?
- Вы достигли целей, которые поставили перед собой на период адаптации?
- Насколько оцениваете свой результат прохождения адаптации?
- Есть ли у вас все необходимые ресурсы, чтобы успешно продолжать работу в компании?
Конечно, данный список вопросов примерный и носит рекомендательный характер, вопросы могут меняться и носить более глубокий характер. Однако обратная связь во время онбординга важно не только для сохранения персонала, но и для улучшения системы адаптации. Чтобы сделать актуальную и работающую систему адаптации, автоматизируйте ее с помощью Edstein!
- Будьте на связи с новичком благодаря онбординг-чату
- Следите за прогрессом с помощью удобной аналитики
- Создавайте чек-листы и индивидуальные планы адаптации
- Кастомизируйте дизайн, получайте уведомления
- Создавайте комфортную адаптацию благодаря доступности с любого устройства!
Измените свой подход к адаптации вместе с Edstein!