Оценка персонала отвечает на несколько важных вопросов: “Как сотрудник работает сейчас?”, “Как можно улучшить работу сотрудника?”, “Как он будет работать в будущем?”. Поэтому оценка персонала крайне важна для планирования карьерного пути, кадровых перестановок, формирования кадрового резерва, составления программ обучения и развития персонала в целом. В статье рассказываем об основных способах оценки hard и soft скилов и что это даст компании.
Hard и soft skills: что это?
Hard skills — профессиональные компетенции сотрудника (знания, умения и навыки), которые необходимы для эффективного выполнения рабочих задач на конкретной должности.
Soft skills — личные навыки сотрудника, которые помогают ему достигать определенных результатов в различных ситуациях (умение работать в команде, коммуникабельность, стрессоустойчивость, тайм-менеджмент и так далее).
Методы оценки hard skills:
Существует несколько инструментов оценки профессиональных качеств сотрудника:
1.Тестирования и опросы
Определенный список вопросов, который позволяет оценить уровень знаний и навыков сотрудника касательно темы опроса.
2.Метод PARLA
Это интервью о профессиональных навыков сотрудника, во время которого можно проанализировать ситуации из личного опыта по следующим основным критериям: выявление проблемы (Problem), действия, которые работник предпринял для ее решения (Action), и полученный результат (Result). Данные критерии можно дополнить: какие знаниям и навыки сотрудник получил, исходя из ситуации (Learned), какие из них он сможет применить на практике (Applied).
3.Наблюдение
Такой способ оценки компетенций сотрудников чаще всего используют для проверки структурного мышления. Приглашается руководитель или сторонний эксперт, который наблюдает за тем, как сотрудник решает профессиональный кейс.
4.Ассессмент-центр
Ассессмент-центр — современный метод оценки скилов сотрудника, с помощью создания реального кейса/ситуации, деловой игры, которые показывают, как действует сотрудник в определенной ситуации, демонстрирует его сильные и слабые стороны. В специально смоделированных ситуациях работник демонстрирует наличие либо отсутствие навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач. По итогам можно составить персональный профиль сотрудника, а также дать или назначить обучение по развитию недостающих навыков.
5.Аттестация
Аттестацию проводят для определения соответствия квалификации сотрудника занимаемой должности. Обычно аттестация проводится раз в несколько лет и в двух форматах: экзамен или собеседование с руководителем. По итогам аттестации принимается решение о повышении сотрудника, увеличении или уменьшении заработной платы, назначении обучения.
Методы оценки soft skills:
Метод “360 градусов”
Это комплексная оценка профессионализма сотрудника одновременно несколькими сторонами: руководством, коллегами, подчиненными и им самим. Такой опрос позволяет выявить, насколько самоощущение сотрудника совпадает с мнением окружающих, а также определить, какое поведение считается наиболее эффективным для компании. На основании полученных данных можно составить индивидуальный план развития сотрудника, а также внести корректировки в управленческие методы и корпоративную культуру компании.
Узнать больше про опрос 360
Hogan Assessment Systems
Это серия из нескольких тестов, позволяющая оценить интеллектуальные, личностные и социальные особенности сотрудника. Тест покажет, как работник взаимодействует с людьми и работает в команде, а также, какие задачи ему лучше подходят. Тест включает в себя:
- Hogan Personality Inventory (HPI): оценка личностных качеств (эмоциональная стабильность, инициативность, уверенность в себе и т. д.).
- Hogan Development Survey (HDS): оценка скрыты личностных черт, которые могут привести к конфликтам на рабочем месте (непредсказуемость, склонность к риску).
- Motives, Values, Preferences Inventory (MVPI): оценка ценностей сотрудника.
Кейсы и деловые игры
Сотруднику дается задание или разыгрывается специальная ситуация. Руководитель или сторонний эксперт наблюдает за процессом решения поставленной задачи, выделяя определенные качества, которые проявил или не проявил сотрудник.
Тест Гилфорда на социальный интеллект
Психологическая методика, которая включает в себя серию тестов, направленных на определение социального интеллекта (способности понимать и прогнозировать поведение людей в разных ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека).
Интервью и опросы
Отвечая на вопросы в ходе живой беседы, сотрудник сам дает оценку своим коммуникационным навыкам. При этом во время интервью сотруднику могут предложить решить задачу или проблемную ситуацию. Интервьюер смотрит, как человек отвечает: быстро или медленно, спокойно или эмоционально и т. д.
Проводите оценку компетенций сотрудников с помощью Edstein!
Edstein упрощает процесс создания и проведения любого вида оценки, делая его комфортным и эффективным:
Используйте вопросы из статьи и вставляйте их в готовые шаблоны на платформе Edstein. Оценивайте компетенции, личные качества и соответствие занимаемой должности сотрудника с помощью автоматизированного опроса его окружения. Получайте авторекомендации по обучению после прохождения оценки.