Нанимая человека на работу, далеко не сразу удается понять и оценить его характер, психотип, умение взаимодействовать с людьми. Порой бывают ситуации, когда в начале человек кажется вполне приятным и добросовестным, однако процессе работы начинают открываться другие, не совсем положительные качества.Токсичные сотрудники несут в себе опасность как для отношений в коллективе, так и для эффективности работы в целом. Они действительно "токсичны", т.к. способны "отравить" окружающую их среду. Какие опасности несет в себе токсичный сотрудник:1.Подрыв авторитета руководителя: если по каким-то причинам начальник не угодил подобной личности, это может повлечь за собой сплетни и интриги в отношении него.
2.Снижают мотивацию команды: если токсичному сотруднику что-то не нравится в процессе работы, он обязательно постарается распространить свое мнение среди окружающих. Особенно опасно, если токсичный сотрудник — харизматичная личность. Тогда он легко и быстро сможет навязать коллективу свое видение ситуации.
3.Вносят раздор коллектив: токсичные сотрудники, как правило, выбирают себе "жертв" и "любимчиков", таким образом внося раскол в коллектив и разделяя его на два оппозиционных лагеря.
4.Замедляют бизнес-процессы: токсичные сотрудники всегда чем-то недовольны, а значит они не спешат выполнять свою работу. Им нужно время, чтобы выразить негатив.
Итак, токсичный сотрудник — это человек, который оказывает негативное влияние на окружающих и снижает эффективность рабочих процессов.
Чтобы бороться с токсичными сотрудниками, необходимо для начала выделить их основные типы и характеристики:
1.БунтариЭтому типу сотрудников всегда что-то не нравится: то зарплата низкая, то слишком скучно, то корпоратив не вовремя и т.д. Они всегда найдут,
чем быть недовольными. Такие сотрудники тратят много времени на выражение негатива и зачастую прокрастинируют в рабочих процессах.
Как быть?Такие сотрудники "бомба замедленного действия", поэтому самый лучший вариант не иметь ничего общего с подобным типом. Если же вы все же не хотите принимать таких радикальных решений, стоит позвать такого сотрудника на диалог, попросить высказать открыто все свои недовольства и предложить свое видение, если что-то не нравится, пусть создает конкретные решения проблем, о которых он говорит.
2.СплетникТакие сотрудники занимаются обсуждением своих коллег за спиной, плетут интриги, сталкивают людей лбами и уделяют минимум времени работе. Сплетники вносят сильный раздор в коллектив, порой доводя ситуацию до открытого буллинга.
Как быть?Отмечайте для себя все нарушения такого сотрудника, которые связаны с опозданиями, прогулами, низкими показателями, нарушением трудовой дисциплины. Проведите беседу и внесите предупреждение, также используйте материальные меры воздействия.
3.ПрокрастинаторНа первый взгляд кажется, что это самый безобидный вид токсичных сотрудников. Ведь он просто оттягивает дедлайны, старается пораньше сбежать с работы, постоянно отвлекается на что-то. Однако помимо низкой эффективности работы он несет в себе скрытую угрозу: заражает своим примером других сотрудников. Они видят, что их коллега ничего не делает, но при этом продолжает работать. Непроизвольно к ним закрадывается мысль: не попробовать ли нам также?
Как быть?Ставить более четкие KPI, от которых будет зависеть материальное вознаграждение сотрудника. Просить предоставлять более расширенную отчетность по выполненным задачам.
4.СтрадалецТакой человек постоянно жалуется. Ему кажется, что его задачи самые сложные, что начальник к нему несправедлив и т.д. Он выставляет себя мучеником и требует сочувствия от окружающих.
Как быть?Вероятно, что такой тип сотрудников не умеет грамотно планировать свое время. Из-за этого ему кажется, что у него больше всего задач. Стоит назначить обучение по тайм-менеджменту, включить сотрудника в командную работу, чтобы он получил опыт и мотивацию от своих коллег.
5.БоссТакой сотрудник считает себя супер специалистом. Возможно так и есть. Но из-за завышенной самооценки ему кажется, что остальные не справятся со своими задачами также хорошо, как может он. Поэтому он вечно лезет со своими советами к другим коллегам. Это может с одной стороны вызвать раздражение в коллективе, а с другой подорвать авторитет руководителя.
Как быть?Если у такого типа сотрудников есть время вмешиваться в дела коллег, стоит дать ему дополнительную нагрузку. Таким образом, он почувствует свою ценность и у него просто не останется времени на другие дела.
Согласно исследованию Гарвардской бизнес-школы, токсичные сотрудники наносят многомиллионные ущербы компаниям:
- Сотрудники, подверженные влиянию токсичных коллег хуже работают и чаще отвлекаются Почти половина работников намеренно проводила меньше времени на работе, где присутствовали токсичные коллеги
- 38% намеренно работали не в полную силу, чтобы избежать излишней критики
- 25% сотрудников признались, что у них возникали конфликтные ситуации с клиентами из-за напряженной рабочей атмосферы
- 12% оставили свои рабочие места из-за невежливого обращения.
Таким образом, нельзя оставлять поведение токсичных сотрудников без внимания!