Блог

Наставничество в адаптации сотрудников: за или против?

Адаптация
Адаптация персонала#nbsp;— мощный инструмент удержания сотрудников в#nbsp;компании. От#nbsp;качества и#nbsp;уровня адаптации зависит уровень удовлетворенности новичка новым рабочим местом, а#nbsp;также его эффективность. Новые сотрудники в#nbsp;18 раз больше привержены своему работодателю после положительного опыта адаптации, а#nbsp;62% компаний с#nbsp;эффективными программами адаптации имеют более высокое соотношение времени и#nbsp;производительности и#nbsp;увеличение вовлеченности сотрудников на#nbsp;54%.

Однако не#nbsp;во#nbsp;всех компаниях этот процесс налажен и#nbsp;автоматизирован, в#nbsp;некоторых организациях он#nbsp;либо происходит беспорядочно, либо отсутствует вовсе. В#nbsp;новой статье рассказываем про наставничество, почему оно может быть полезно компаниям и#nbsp;как его внедрить в#nbsp;вашу систему онбординга.

Что такое наставничество?

Наставничество#nbsp;— это метод обучения, вовлечения и#nbsp;адаптации нового сотрудника в#nbsp;компанию и#nbsp;работу под руководством более опытного сотрудника.

Какие задачи выполняет наставник?

Наставником становится инициативный и#nbsp;компетентный сотрудник, который, как правило, находится на#nbsp;той#nbsp;же должности, что и#nbsp;новичок.
Основная задача#nbsp;— помочь новому сотруднику чувствовать себя спокойнее, снизить напряжение и#nbsp;помочь разобраться во#nbsp;всех аспектах работы и#nbsp;как можно скорее выйти на#nbsp;пиковую эффективность. Таким образом, наставник:
  • Знакомит новичка с корпоративной культурой, миссией, целями, ценностями и правилами работы компании.
  • Организовывает знакомство с коллегами, объясняет функцию/задачи каждого и помогает адаптироваться в коллективе
  • Знакомит с задачами и должностными обязанностями
  • Помогает с прохождением обучения
  • Регулярно дает обратную связь и отвечает на возникающие вопросы

Кому нужна система наставничества?

Наставничество часто применяют в#nbsp;отраслях, где нужна высокая профессиональная компетенция в#nbsp;узкой нише, например, IT-компании, медицинские центры, производства и#nbsp;т.#nbsp;д. Однако наставничество может применяться в#nbsp;любой компании. Главное, чтобы были ресурсы.

Преимущества наставничества в процессе адаптации персонала:

  • Индивидуальный подход к новому сотруднику, что формирует лояльность к работодателю и делает процесс вхождения в компанию более комфортным
  • Снижение текучки кадров: индивидуальный подход позволяет новичку чувствовать себя нужным и значимым - 77% организаций после внедрения программы наставничества повысили показатели удержания
  • Повышение мотивации новичка
  • Сокращение срока адаптации, а также быстрое включение в рабочий процесс: 67% предприятий сообщают об увеличении производительности благодаря наставничеству
  • Привлечение соискателей: классный опыт адаптации сотрудников формирует сильный HR-бренд компании, это помогает привлекать талантливых кадров.

Виды наставничества:

Традиционное наставничество
Вид наставничества, при котором за#nbsp;одним новичком закрепляется один наставник. При такой модели совместной работы разрабатывается индивидуальный план/программа адаптации и#nbsp;наставничества, по#nbsp;которой наставник обучает подопечного.
Ситуационное наставничество
Обучение по#nbsp;такой модели происходит по#nbsp;по#nbsp;какой-то разработанной программе или плану, а#nbsp;ситуационно, когда у#nbsp;новичка возникает вопрос или проблема.
Групповое наставничество
Данный вид наставничества применяется, когда в#nbsp;компанию приходят несколько сотрудников на#nbsp;одну должность. Для такого наставничества также нужна программа, чтобы обучение было структурировано и#nbsp;охватывало все аспекты работы.

Как внедрить наставничество в онбординг: топ шагов

Просто определить сотрудника и#nbsp;назначить его наставником недостаточно. Чтобы процесс был эффективным необходимо четко определить зачем нужна система наставничества именно в#nbsp;вашем компании и#nbsp;какие задачи она должна решить.

Шаг 1. Определить цели и задачи наставничества

Цель позволит определить приоритеты наставничества, разработать программу. Какие могут быть цели? Примерные цели:

  • Снижение текучки персонала
  • Сокращения времени на адаптацию
  • Повысить мотивацию и эффективность новичков

Шаг 2. Отбор и подготовка наставников

Наставники должны обладать не#nbsp;только глубокими знаниями в#nbsp;своей области, хорошо разбираться в#nbsp;процессах компании и#nbsp;обладать коммуникативными навыками, но#nbsp;и#nbsp;желанием делиться своим опытом и#nbsp;быть наставником. На#nbsp;данном этапе важно выбрать сотрудников на#nbsp;эту роль, можно провести тестирование и#nbsp;анкетирование, которое позволит проверить уровень знаний. Затем опросить, кто хочет быть наставником.
Проводите тестирование знаний и компетенций сотрудников с помощью Edstein:
  • Автоматизируйте процесс создания тестов
  • Формируйте библиотеку вопросов
  • Давайте мгновенную обратную связь по результатам теста
  • Используйте удобный конструктор
  • Анализируйте результаты тестов и опросах в удобный и понятных дашбордах

Шаг 3. Создание программы наставничества

Необходимо создать четкий план с конкретными задачами, мероприятиями, сроками, а также определить инструменты для оценки прогресса.

Автоматизировать процесс и разгрузить наставника поможет платформа Edstein. Например, можно собрать обучающие курсы в конкретную программу обучения:
Также можно планировать обучение, назначать вебинары и встречи в одном месте:
Просматривайте ключевые показатели обучения в реальном времени и в динамике:

Шаг 4. Создание системы мотивации для наставников

Если поручить сотруднику наставничество и#nbsp;никак не#nbsp;поощрить, эффективность может сильно снизиться. Как можно мотивировать наставников?
  • Материальная мотивация: надбавка, бонусы и т.д.
  • Нематериальная мотивация: сертификаты, личная благодарность от руководителя, доска почета и т.д.

Шаг 5. Оценка эффективности наставничества

Как это можно сделать?

  • Проверить знания новичков после курса наставничества с помощью тестирования
  • Проанализировать работу новых сотрудников после наставничества
  • Собрать обратную связь со стажеров - насколько хорошо прошла адаптация с наставником, есть ли рекомендации по улучшению и т.д.
2024-06-19 12:00